Типовые правила текущего контроля

Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 апреля 2008 года № 5191.

Сноска. В заголовок внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Министра образования и науки РК от 30.01.2017 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с подпунктом 19 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые:

1) Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, согласно приложению 3 к настоящему приказу.

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 04.04.2012 № 142 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Министра образования и науки РК от 30.01.2017 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  1.   Департаменту высшего и послевузовского образования (Омирбаеву С.М.):

1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

  1. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 сентября 2006 года N 481 «Об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 4394).
  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.
  3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.
Министр Ж. Туймебаев

 

Утверждены
Приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 18 марта 2008 года N 125

 Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях
технического и профессионального, послесреднего образования
1. Основные положения

Сноска. В Типовые правила внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом Министра образования и науки РК от 30.01.2017 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  1. Настоящие Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
  2. В настоящих Правилах использованы следующие определения:

1) текущий контроль успеваемости обучающихся — это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины;

2) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

3) итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая организацией образования с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального, послесреднего образования;

4) оценка профессиональной подготовленности — определение степени соответствия уровня квалификации (способности) выпускника организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, к выполнению работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;

5) орган по сертификации — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для организации процедуры по подтверждению соответствия и выдачи сертификата о квалификации по итогам оценки уровня профессиональной подготовленности;

6) квалификационная комиссия — коллегиальный орган, создаваемый для оценки уровня профессиональной подготовленности и определения уровня квалификации выпускника организаций технического и профессионального образования.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 29.08.2013 № 360 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 13.05.2016 № 318 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  1. Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
  2. Текущий контроль по дисциплинам при отсутствии по ним практических и семинарских занятий осуществляется путем проверки преподавателем обязательных контрольных работ (письменных заданий, рефератов) предусмотренных учебной программой. Контрольная работа проводится по нескольким вариантам (не менее 4 вариантов) или по индивидуальным заданиям.
  3. Текущий контроль успеваемости по дисциплинам, изучение которых согласно учебному плану ограничивается лекционным курсом, при отсутствии обязательных контрольных работ, не осуществляется. Перечень таких дисциплин определяется дисциплинами (цикловыми) комиссиями организаций образования.
  4. Перечень дисциплин и форма проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организациями технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с государственными общеобязательнымистандартами и вносятся в график учебно-воспитательного процесса в начале учебного года.
  5. Промежуточная аттестация обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и программами, разработанными на основе государственных общеобязательныхстандартов образования, в форме защиты курсовых проектов (работ), зачетов и экзаменов, при этом зачеты и защита курсовых проектов (работ) проводятся до начала экзаменов. Курсовые проекты (работы) выполняются по окончании теоретической части или раздела дисциплины, обеспечивающего усвоение знаний, достаточных для выполнения курсового проекта (работы) по данной дисциплине.
  6. Зачеты проводятся по дисциплинам, переходящим на следующий семестр, если учебным планом текущего семестра промежуточная аттестация в виде экзамена или итогового зачета по данной дисциплине не предусмотрена.

Зачеты с дифференцированными оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно») проводятся по курсовым проектам (работам), профессиональной практике, а также по специальным дисциплинам, перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом.

  1. Материалы промежуточной аттестации обучающихся составляются на основе рабочих учебных планов и программ каждой учебной дисциплины.
  2. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся проводятся консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
  3. Для проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов должны быть подготовлены:

экзаменационные билеты (экзаменационные контрольные задания), тестовые задания;

наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;

учебные и технологические карты;

спортивный зал, оборудование, инвентарь;

экзаменационная ведомость.

  1. Промежуточная аттестация (прием экзаменов и зачетов) осуществляется преподавателем, проводившим учебные занятия по данной дисциплине в течение семестра (полугодия), либо по поручению руководителя организации образования преподавателем, имеющим квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины.
  2. К промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические, лабораторные, расчетно-графические и курсовые работы (проекты), зачеты согласно типовым учебным программам по каждой дисциплине и не имеющие неудовлетворительных оценок по итогам текущего учета знаний.

Обучающиеся, имеющие по 1-2 дисциплинам неудовлетворительные оценки, допускаются к экзаменам с разрешения руководителя организации образования, а имеющим более двух неудовлетворительных оценок — решением педагогического совета (далее — педсовет).

  1. При проведении промежуточной аттестации для выполнения задания по экзаменационным билетам:

на устный экзамен выделяется не более 25 минут на каждого обучающегося;

на проведение письменного экзамена предусматривается не более:

1) 6-ти астрономических часов по литературе (сочинение);

2) 4-х академических часов по математике и специальным дисциплинам;

3) 3-х астрономических часов по государственному языку и русскому языку (изложение);

4) 2-х астрономических часа по государственному языку и русскому (диктант).

Письменные (тестовые задания) экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом организации образования.

Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.05.2016 № 318 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  1.   Экзамены по специальным дисциплинам, связанные с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями, принимаются преподавателями соответствующей методической предметной и цикловой комиссии, кафедр. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого обучающегося.
  2. Во время проведения промежуточной аттестации (экзаменов и зачетов) присутствие посторонних лиц без разрешения руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования не допускается (кроме заместителя руководителя по учебной, методической работам, заведующего отделением и председателя предметно-цикловой комиссии).
  3. Обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию по болезни или по другим уважительным причинам, руководителем организации технического и профессионального, послесреднего образования устанавливаются индивидуальные сроки их сдачи, утвержденной приказом руководителя организаций образования.
  4. Оценка знаний обучающихся при сдаче экзаменов, а также при защите курсовых проектов производится по цифровой пятибалльной системе: (5-«отлично, 4-«хорошо», 3-«удовлетворительно», 2-«неудовлетворительно»).
  5. Пересдача экзамена, при получении оценки «неудовлетворительно» (не зачтено), допускается не более одного раза по одной и той же дисциплине.

Пересдача экзамена (зачета) допускается с письменного разрешения заведующего отделением, в установленные им сроки тому же преподавателю, ведущему дисциплин (или в отсутствии ведущего преподавателя другому преподавателю, имеющему квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины).

  1. Обучающиеся, имеющие по результатам промежуточной аттестации более трех неудовлетворительных оценок, отчисляются из организации образования по решению педсовета приказом руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования с выдачей ему (ей) справки установленного образца.
  2. Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебного плана определенного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены промежуточной аттестации, переводятся на следующий курс приказом руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования.
  3. Итоговые оценки по дисциплинам, не выносимым на промежуточную аттестацию, выставляются преподавателями по завершению курса на основе оценок текущего контроля успеваемости.
  4. К досрочной сдаче экзаменов промежуточной аттестации без освобождения от текущих учебных занятий приказом руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования допускаются успевающие обучающиеся, выполнившие лабораторные, практические, расчетно-графические и курсовые работы (проекты), зачеты согласно типовымучебнымпрограммам по дисциплинам текущего семестра с оценкой «отлично».
  5. Проведение итоговой аттестации обучающихся
  6. Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования включает:

1) итоговую аттестацию обучающихся в организациях образования;

2) оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации.

23-1. Итоговая аттестация обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования проводится учебным заведением с целью определения степени освоения обучающимися образовательных программ по соответствующим специальностям.

Сноска. Типовые правила дополнены пунктом 23-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 29.08.2013 № 360 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

  1. Для проведения итоговой аттестации обучающихся в организациях образования создается аттестационная экзаменационная комиссия приказом руководителя организации образования.

Состав аттестационной экзаменационной комиссии формируется из числа квалифицированных специалистов предприятий, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и представителей коллегиальных органов управления учебного заведения в соотношении 65% от представителей работодателей и 35% от представителей организации технического и профессионального, послесреднего образования.

Сноска. Пункт 24 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.05.2016 № 318 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  1.   Комиссия создается на период итоговой аттестации не позднее, чем за один месяц до проведения итоговой аттестации.
  2. Комиссия определяет:

соответствие уровня теоретической и практической подготовки обучающихся установленным общеобязательным стандартам технического и профессионального, послесреднего образования;

фактический уровень знаний, умений и практических навыков обучающихся по производственному обучению, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, их соответствие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик по профессиям (специальностям).

  1. Продолжительность заседаний комиссии не должна превышать 6 часов в день.
  2. Итоговая аттестация обучающихся в организации технического и профессионального, послесреднего образования проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и рабочими учебными планами в форме, определенной государственнымиобщеобязательными стандартами технического и профессионального, послесреднего образования.
  3. В комиссию представляются следующие материалы и документы:

государственный общеобязательный стандарт образования по специальности (профессии);

приказ руководителя организации технического и профессионального образования о допуске обучающихся к итоговой аттестации;

сводные ведомости итоговых оценок обучающихся;

комплект экзаменационных билетов и перечень вопросов, выносимых на итоговые экзамены, согласно учебной программы;

документы, подтверждающие право обучающегося на перенос сроков итоговой аттестации по состоянию здоровья.

Сноска. Пункт 29 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.05.2016 № 318 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  1.   Итоговая аттестация обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования проводится в форме сдачи итоговых экзаменов по специальным дисциплинам и/или защиты дипломных проектов (работы).

Итоговые экзамены по специальным дисциплинам проводятся в соответствии с учебными программами в следующих формах: устно, письменно, в форме комплексных экзаменов, включающих вопросы нескольких специальных дисциплин.

Защита дипломного проекта (работы) проводится на открытом заседании комиссии по проведению итоговой аттестации с участием не менее 2/3 ее членов.

Продолжительность защиты одного дипломного проекта (работы) не должна превышать 30 минут на одного обучающегося. Для защиты дипломного проекта, обучающийся выступает с докладом продолжительностью не более 10 минут. Результаты защиты дипломного проекта (работы) объявляются в день их проведения.

Продолжительность устного итогового экзамена не должна превышать 15 минут на одного обучающегося.

  1. Лицам, получившим оценку «неудовлетворительно» при защите дипломного проекта или сдаче итогового экзамена, аттестационная комиссия выносит решение о допуске к повторной пересдаче итоговой аттестации и определяет ее сроки. Повторный итоговый экзамен проводится только по дисциплине, по которой была получена неудовлетворительная оценка.

Комиссия определяет, представить обучающемуся на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же разработать новую тему.

  1. Обучающемуся, получившему оценку «неудовлетворительно» при повторной защите дипломного проекта или cдаче итоговых экзаменов, выдается справка установленного образца об окончании полного курса обучения по специальности (профессии).
  2. Обучающиеся, не явившиеся на защиту дипломного проекта (работы) или сдачу итогового экзамена по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, приказом руководителя организации образования могут быть допущены к прохождению итоговой аттестации в установленные сроки.
  3. Заседание аттестационной экзаменационной комиссии оформляется соответствующим протоколом, который подписывается председателем, членами и секретарем комиссии.

Выписки из протокола заседания аттестационной экзаменационной комиссии о результатах итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования передаются в орган по сертификации.

Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 29.08.2013 № 360 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

34-1. Оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации по профессиям — часть итоговой аттестации обучающихся организаций технического и профессионального образования, являющаяся необходимым условием для выдачи сертификата о присвоении квалификации по профессиям (специальностям) квалифицированных рабочих кадров.

Для организации оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускникам органом по сертификации создается квалификационная комиссия.

Председатель квалификационной комиссии назначается из числа представителей предприятий и ассоциаций работодателей по согласованию с региональными палатами и филиалами палат Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан (за исключением автономных организации образования), а в организациях образования республиканского подчинения по согласованию с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан (за исключением автономных организации образования (не более 3-х раз подряд)). В состав квалификационной комиссии входят представители предприятий, преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, представители органов по охране труда и техники безопасности в соотношении 75 % от представителей работодателей и 25 % от представителей организации технического и профессионального, послесреднего образования по согласованию с региональными палат и филиалами Национальной палаты предприниматели Республики Казахстан (за исключением автономных организации образования).

Сноска. Типовые правила дополнены пунктом 34-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 29.08.2013 № 360 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 13.05.2016 № 318 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  1.   Оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации обучающихся осуществляется в соответствии с Правилами оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям), утвержденными  приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2012 года № 281 «Об утверждении Правил оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7796).

Сноска. Пункт 35 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.05.2016 № 318 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  1.   Обучающимся, сдавшему экзамены с оценками «отлично» не менее чем по 75 процентам всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам — с оценками «хорошо», и защитившему дипломный проект (работу) с оценками «отлично», выдается диплом с отличием.
  2. Решение о выдаче диплома с указанием уровня квалификации принимается на основе результатов итоговых экзаменов по специальным дисциплинам и (или) защиты дипломных проектов (работы).

Сноска. Пункт 37 с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 13.05.2016 № 318 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  1.   Председатель комиссии в двухнедельный срок по окончанию аттестации, составляет отчет об итогах аттестации.
  2. В отчете председателя комиссии отражаются: уровень подготовки обучающихся по данной специальности (профессии); характеристика знаний обучающихся, выявленных на экзамене; недостатки в подготовке обучающихся по отдельным вопросам дисциплин; рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки квалифицированных кадров по профессиям (специальностям) технического и профессионального, послесреднего образования.

40. Председатель комиссии докладывает педагогическому совету об итогах работы комиссии.