Война глядит сквозь книжные страницы
Форма: Урок памяти, разработка в рамках международной образовательной программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Цель: Учащиеся, вспоминая творчество Г.Мусрепова и работая с текстом, будут анализировать, сравнивать, делать выводы, думать критически и свободно излагать свои мысли.
Ход урока
- Пробуждение
Ведущий: Здравствуйте уважаемые студенты. Сегодня мы поговорим о творчестве народного писателя Казахстана Габита Махмутовича Мусрепова. В 2017 году посателю исполнилось 115 лет со дня рождения. Ребята, вспомните все, что знаете о Габите Мусрепове.
Читатель 1: Габит Махмутович Мусрепов (1902 – 1985) – народный писатель, критик, литературовед, историк, переводчик, один из основоположников литературы и драматургии Казахстана. Родился в посёлке Жанажол Костанайской области. С детских лет воображение мальчика занимают народные песни и сказки, поэмы «Ер-Таган», «Кыз-Жибек», «Кобланды-батыр». Затем близкие родственники увозят его в Убаганский район и отдают в двуклассное русское училище. Проучившись там один год, он поступает в русскую школу 2-й ступени. При содействии своего учителя, известного поэта Отетлеулова Бекета, Габит Мусрепов продолжил обучение в Преснегорьковской школе, в которой проводит годы революции. Бекет агай сыграл в жизни писателя важную роль.
С 1923 по 1926 годы учится на рабфаке в городе Оренбурге. В это время Мусрепов увлекается произведениями русских поэтов и писателей. Особенно его привлекает творчество Максима Горького. Именно на рабфаке были сделаны первые шаги в литературном творчестве. В эти годы Мусрепов знакомится с Сакеном Сейфуллиным, который оказал на его творчество сильное влияние.
Читатель 2: После рабфака Габит Мусрепов поступает в сельскохозяйственный институт в городе Омске и, окончив обучение, идёт работать в Народный комиссариат просвещения. Занимает ответственные посты в Казахском издательстве, работает редактором газеты «Социалистический Казахстан» и становится председателем Комитета искусств. Габит Мусрепов начинал свой путь с самых низов издательского дела. Уже в начале карьеры он показал себя как талантливый, блестящий журналист. Как говорил сам писатель, газета стала для него замечательной школой, она дала отличные сюжеты для его будущих произведений, научила поднимать насущные жизненные вопросы, видеть и понимать жизнь.
Габиит Мусрепов зачитывается произведениями А.С. Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Джека Лондона. Сильное впечатление производят на него вольный слог Н. Гоголя, лаконичная манера Чехова. Этот автор заставит Мусрепова увидеть рассказ как одно из произведений короткого, но очень вместительного жанра. Это начало его творческого пути.
Ведущий:
Предками казахского писателя Габита Мусрепова были туркмены.
- Все свои книги Габит написал арабским шрифтом и только простым карандашом.
- Дед Габита был другом мужа Улпан. Той самой, из романа «Улпан ее имя»
4. В 1932-м во время страшного голода он, направил письмо Сталину («письмо пятерых»), где рассказывал о том, что в Казахстане гибнет каждый второй казах. После того как оно попало в руки тогдашнего первого секретаря крайкома КП(б) Казахстана Голощекина, Мусрепова «в целях перевоспитания» направили в годичную ссылку в Кустанайскую область. - В 1937-м он, рискуя собственной свободой и даже жизнью, отстаивал своего друга Беимбета Майлина. Мусрепов заявил, что всегда защищал и будет защищать от людей, которые будут обвинять Майлина в национализме.
- Будучи щеголем и франтом, костюмы Габит менял каждый день. Непременным его требованием было, чтобы брюки при глажке обрызгивались одеколоном. Однажды Мусрепов, будучи первым секретарем Союза писателей Казахстана, оставил свой кабинет открытым. Возвращаясь назад, он встретил человека в точно таком же макинтоше и шляпе, как у него. Тот, проходя мимо, поздоровался с ним и пошел дальше. Габит удивился, что в Алма-Ате кто-то еще кроме него носит такие же макинтош и шляпу, но, чтобы вежливый встречный мог его обворовать, ему и в голову не могло прийти.
- Одной из жен Габита Мусрепова была известная актриса Рая Мухамедьярова. Когда они встретились, ему было 60, а ей 23.
- На охоте Габит Мухтарович пропадал месяцами, часами мог играть в бильярд и преферанс, что не мешало ему быть тонким стилистом и знатоком казахского языка, он умел и любил играть словами.
- В 1936 г. вместе с Майлиным три дня кутили на «курорте» в Пресновке, и из-за них был сорван митинг, посвященный Дню Конституции.
- Речной теплоход на реке Иртыш носит имя «Габит Мусрепов»
Ведущий: Какие произведения Габита Мусрепова вы читали?
Ученик: Свою литературную деятельность Мусрепов начал в 1925 году.
Первую повесть «В пучине» Габит Мусрепов посвятил теме гражданской войны. Произведение вышло в свет в 1928 году и сразу вызвало интерес читателей, так как речь в ней шла о людях, прошедших испытания революцией, о их нелёгкой борьбе за счастье и свободу. Следом появляются рассказы и повести: «Первые шаги», «Қос шалқар», «Побеждённая стихия», «Туннель» и серия новелл о женщине-матери.
Он писал пьесы, прозу, сценарии, переводил на казахский язык произведения русских авторов. В частности, статьи и роман М. Шолохова «Они сражались за Родину», пьесу К. Симонова «Русские люди» и многое другое.
Также он написал роман Улпан ее имя, Солдат из Казахстана, Пробуждающий край, рассказы
Ведущий: Какие темы писатель затрагивает в своих произведениях?
Ученик: Заметное место в творчестве писателя занимает цикл рассказов о матери. «Мать матерей», «Мужество матери». Писатель создал сильное романтические образы, воспел всепобеждающую силу материнской любви.
Ведущий: Тема материнства у Габита Мусрепова — вещь не простая. Автор не искал легкости в судьбе женщины. Он усложнял и обострял те преграды, которые надо было ей преодолеть. Великое народное бедствие — Великая Отечественная война — стало темой для рассказа Аклима.
Назовите ассоциации слов «танк, письмо, ожидание, любовь» подумайте, о чем пойдет речь в рассказе, который мы будем читать. Ваши прогнозы
- Поиск ответов
Давайте прочитаем первую часть рассказа Г. Мусрепова «Аклима». Чьи прогнозы совпали?
Ответьте на вопросы:
а. «Родная моя, как я соскучился по тебе…» Многоточие. Почему оно здесь?
б. Почему автор сравнивает сердце матери с туго натянутой струной домбры?
с. Почему тоска солдата сравнивается с бурным водопадом, падающем с высоты?
О чем дальше пойдет речь в рассказе? Как вы думаете? Прочитаем вторую часть рассказа Г. Мусрепова «Аклима». Чьи прогнозы совпали?
Ответьте на вопросы:
а. Как автор описывает Аклиму?
б. Объясните несовпадение станции Агыдай- г. Караганда? 44-49?
с. Считаете ли вы солдата сыном Аклимы? Почему?
- d. «Мама, я знаю: ты умеешь геройски встречать и радость и горе. Я помню, как раньше бывало. Поэтому выслушай без страха, ведь я рожден тобой, я твой сын». Как вы понимаете смысл этих предложений?
О чем дальше пойдет речь в рассказе? Ваши прогнозы. Чтаем третью часть рассказа Г. Мусрепова «Аклима». Но для восприятия текста попрошу вас закрыть глаза. (студенты слушают описание страшного боя). Чьи прогнозы совпали?
Ответьте на вопросы:
а. Что вы услышали?
б. Что вы увидели?
с. Охарактеризуйте танкистов
Продолжаем рассуждать. О чем дальше пойдет речь в рассказе? Предлагайте варианты. Активнее. И так четвертая часть рассказа Г. Мусрепова «Аклима»
Ответьте на вопросы:
а. Почему солдат долго не писал матери? Чего он боялся?
б. Как вы понимаете смысл слов солдата «Лицо мое обезображено, ног нет…Я долго не решался написать тебе обо всем этом, мама родная. Но я хочу жить… Ведь руки то мои целы, сердце – то бьется. Значит не все потеряно…»
с. Считаете ли вы солдата инвалидом? Почему?
- d. Это сын Аклимы или чужой солдат? Почему вы так думаете.
О чем дальше пойдет речь в рассказе? Ваши прогнозы. Читаем пятую, заключительную часть рассказа Г. Мусрепова «Аклима». Чьи прогнозы совпали?
Ответьте на вопросы:
а. Осуждайте ли вы Аклиму за минутную слабость? Почему?
б. Охарактеризуйте мать. Какие черты характера присущи ей?
с. Что предприняла Аклима? Как вы поступили бы на ее месте?
- Рефлексия
Ведущий: Сегодня мы обсудили произведение казахского писателя Габита Мусрепова «Аклима».
Однажды Габита Мусрепова спросили: «А почему вы стали писателем?». Он ответил: «Если говорить серьезно, то это действительно… трудно объяснить, почему тебя начали вдруг занимать разные истории жизни людей. И в какую минуту тебе захотелось рассказать о сдвигах в судьбе твоего народа… Просто я был сыном своей степи, которая вспоила и вскормила.
Давайте подведем итог следующим образом. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и закончите своими словами.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…