Читающая нация в читающем мире

 

«Надо читать, а не сидеть в социальных сетях. Сейчас это мода, это пройдет. Были хиппи, были стиляги. Все прошло. И это пройдет»

Н.А.Назарбаев

Балаклеенко Ольга Михайловна

Заведующая библиотекой

Рудненского социально-гуманитарного

колледжа им. И.Алтыесарина

Будущее – за молодежью. Об этом неустанно повторяет Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, подчеркивая, что именно молодым предстоит строить новый, независимый Казахстан.  В лице современной молодежи в казах­станском обществе формируется абсолютно новый культурный тип, существенно отличаю­щийся от прежних поколений: интеллектуал с новыми ориентирами, цен­ностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана Н.А. Назарбаев  подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире». Именно поэтому система образования ориентируется не только на получение профессии, но даже в большей степени – на формирование  духовно и интеллектуально  развитой личности.

Важнейшим  элементом культуры и инструментом повышения интеллектуального потенциала, конкурентоспособности нации, творческой и социальной активности молодежи, безусловно, является чтение.  Ведь письменные источники прошлого и настоящего (книги, журналы, газеты, документы, рукописи) составляют основное пространство накопления наиболее значимой в социальном отношении информации и знаний, распространения культурного опыта – исторического и современного, казахстанского  и зарубежного.

Все остальные информационные средства (Интернет, телевидение, радио, повседневное общение) передают более поверхностную, менее аналитическую и выверенную, часто сиюминутную информацию. В лучшем случае, они выполняют вспомогательную роль,  являются своего рода иллюстрациями к событиям прошлого и настоящего, побуждают к поиску достоверной письменной информации. В худшем – используются как инструменты манипулирования общественным мнением и поведением.

Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой социально значимой информации (профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений), являющейся ядром многонациональной и многослойной письменности казахской культуры. Чтению принадлежит роль важнейшего механизма воспроизведения профессиональной и обыденной составляющих этого ядра, поддержания и приумножения богатства родного языка.

В современном динамичном обществе культура чтения,  оказалась поглощенной информационной культурой. Понимание ценности культуры чтения снижено, позиция читателя социально менее престижна, чем позиция пользователя электронных ресурсов.   Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения для основных факторов социокультурного развития,  численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается, а качество печатной продукции падает.

Поддержка и развитие чтения – общенациональная задача, в решении которой принимает участие и государство, и все общество. Глава государства, на встречах с молодежью подчеркнул, что вместо того, чтобы сидеть в социальных сетях, следует больше внимания уделять чтению различных книг: «Две вещи есть, которые формируют человека, – это то, что ты читаешь, и с кем ты общаешься. Я не знаю, что вы читаете, собираясь в новый жизненный путь, но я бы рекомендовал из российских писателей великого гения Толстого почитать, не обязательно «Войну и мир», у него есть много произведений, которые учат жить». 

Решая задачу формирования у нечитающей молодежи потребности в чтении, необходимо сосредоточить внимание на продвижении именно художественной литературы. Во-первых, читая художественную литературу, человек переживает эмоции восторга, жалости, любви, сострадания и таким образом тренирует душу. Во-вторых, вдумчивое чтение рождает человека, не просто потребляющего информацию, а получающего знания.

Проблема отторжения молодого поколения от чтения не могла быть не замечена специалистами библиотечного дела. По инициативе Национальной академической библиотеки Республики Казахстан и библиотечной ассоциации РК при поддержке Министерства культуры и информации РК, в стране организована и ежегодно проводится акция в поддержку чтения как явления культуры. Республиканская акция «Одна страна – одна книга» направлена на повышение популярности казахской литературы способствующей приумножать историко-культурное и духовное наследие, дать молодому поколению правильное нравственно-патриотическое воспитание.

Это направление поддерживает Библиотека Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени И.Алтынсарина. Особое внимание мы уделяем воспитанию гармонично развитой молодежи путем пропаганды роли и значимости книги в нашей жизни. Книга обогащает духовный мир человека, развивает его мышление, расширяет кругозор. Поэтому в целях повышения читательской активности молодежи, в нашей библиотеке проводятся мероприятия, выставки, обзоры и беседы, направленные  на поддержку культуры чтения.

Для популяризации литературного наследия писателей Казахстана, формирования литературного вкуса у казахстанской молодежи, воспитания патриотизма в рамках программы Главы государства Нурсултана Назарбаева «Рухани жанғыру», Республиканской акции «Одна страна – одна книга» разработаны интересные и познавательные сценарии. Подготовка к их проведению требует творческого подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений. Немаловажную роль играет и эмоциональность их проведения, сочетание устной и наглядной деятельности. Часто участниками действий становятся сами читатели, они читают стихи, поют, танцуют, участвуют в миниатюрных постановках. Некоторые сценарии, как  результат совместной творческой деятельности педагога и библиотекаря,  используются многократно на открытых уроках, во внеклассных мероприятиях. Среди них, получившие отзывы читателей,  литературный час «Поэты душой не стареют» посвящен народной писательнице и поэтессе Фаризе Онгарсыновой, литературный ринг по творчеству Оралхана Бокеева «В его творениях история духовного родства», литературное досье «Учитель великого Абая» раскрывающее творческий портрет Дулата Бабатайулы.

Сложилось хорошее правило в библиотеке – любое массовое мероприятие сопровождается выставками по теме, это обязательный элемент пропаганды литературы. Постоянно действующая выставка-признание «Книги– золотой фонд страны»,  дополняет мероприятия. Читателям представлены произведения известных публицистов, прозаиков, поэтов. На наш взгляд, проделанная работа, имеет результат.  У студентов появляется желание узнать больше о жизни и творчестве того или иного писателя, перечитать его произведения и, может быть, пересмотреть свое отношение к нему.

Стремясь идти в ногу со временем, наша библиотека проводит различные акции на злобу дня, экспериментируя с формами и методами подачи информации, используя нестандартные подходы к проведению выставок и публичных мероприятий.  Для определения степени заинтересованности современной молодежи в чтении художественной литературы,  библиотекой колледжа запущена акция «Прочли сами. Понравилось очень. Советуем вам».  Была разработана анкета «Что читает современник?»  Параллельно проведен опрос классных руководителей. Результаты исследования оформлены в газете, изданной библиотекой совместно с учащимися. Газета включает рейтинг наиболее читаемых произведений, реплики студентов о чтении, фото активных читателей. Большой интерес у учащихся вызвали мысли наших мудрых учителей и рекомендации в прочтении любимых ими произведений.

Проделанная работа принесла свои плоды. Преподаватели выразили желание организовать обмен прочитанной художественной литературой со студентами. В итоге собрана и функционирует выставка читательских предпочтений, с названием «Буккроссинг». Ее главный принцип – любовь к чтению – соотносится с одним из посылов программы «Рухани жаңғыру», где говорится, что чтение должно стать инструментом духовного и интеллектуального прорыва нации.

Продолжением акции по пропаганде чтения стало мероприятие «Мы разные, но мы похожи», разработанное в форме открытого диалога  о характерах и поступках героев прочитанных студентами  книг.  Мероприятие посвящено Дню толерантности. В широком смысле целью его являлось приобщить участников, будущих учителей  начальных классов,  к миролюбивому сообществу литературных героев, в жизни которых происходит вечное противостояние добра и зла.

Выбор пал на удивительные книги, написанные казахскими, русскими и зарубежными писателями. Особое впечатление оставили произведения  Мукагали Макатаева «Реквием Моцарта», Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», Харпер Ли «Убить пересмешника», Владиимира Железнякова «Чучело», Анны Гавальда «35 кило надежды».

Для желающих продолжить чтение по интересам, библиотека колледжа разработала  презентацию «Чтением человек переживает века». Слоганом презентации выбраны слова Фредерика Дугласа: «Однажды научившись читать, ты навсегда становишься свободным». Библиотекарь рекомендует подборку литературы различной тематики, входящей в рейтинг наиболее читаемой среди молодежи разных стран, в том числе Казахстана.

Сегодня библиотекари колледжа ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи. Несмотря на многочисленные дискуссии о спаде интереса к выставочной работе, мы отводим важную роль популяризации  традиционной выставочной деятельности.  Выставка для нас является интересным и ответственным делом, требующим определенных  знаний и умений. Здесь в полной мере проявляется уровень эстетического вкуса самого библиотекаря, его эрудиция, творческие способности дополненные использованием информационных технологий.  Как показал опыт, если в выставке присутствует личное начало, ее ждет успех. Каждая  законченная композиция находит отзыв среди педагогов и учащихся. Это значительно повышает престиж автора выставки и имидж библиотеки в целом. Мы сразу приобретаем много друзей среди тех, кто принимал участие в просмотрах. Информация о работе хранится на сайте колледжа, и каждый может узнать о проведенном мероприятии и об активных его участниках.

Выставки в помощь учебному процессу самые распространённые в библиотеке колледжа. Они оформляются, например, ко Дню специалиста и являются панорамным просмотром новинок. Такие показы можно сделать не просто собранием отраслевых книг, а осмысленным творением, призванным возбудить интерес к профессии посредством связи с художественным произведением. Разнообразие форм, комфортность библиотечной среды, нестандартное заглавие привлекают непроизвольное внимание читателей.  В качестве примера назову выставку  «Поварское дело не ремесло, а искусство», разработанную к международному дню повара, адресованную учащимся-технологам общественного питания. Посетители узнали, что предпочитали «откушать» знаменитые писатели и их герои.  На любой вкус нашлись в литературе рецепты — от рыжиков соленых «по-чеховски» и гоголевских пирожков с вишнями до изысканных блюд американской и французской кухни, что манят гурманов со страниц романов Рекса Стаута, Александра Дюма, бразильца Жоржи Амаду. Неожиданностью стал кулинарный турнир, в котором участникам представилась возможность сесть за один стол с героями Пушкина, Тургенева, Гоголя, Булгакова. Предложенный вариант был интересен преподавателям и студентам других специальностей.

Сегодня мы понимаем необходимость формировать отношение к чтению как к удовольствию. Среди учащихся нашего колледжа немало таких, кто интересуется научными журналами, популярными энциклопедиями. Некоторые вместо телевизора и социальных сетей посвящают свободные часы какому-нибудь хобби. Поэтому говорить, ссылаясь на статистику, что дети не читают художественную литературу неверно. Просто они читают другую литературу. Такую категорию читателей мы поощряем, стараемся разнообразить круг их чтения, подобрать литературу по интересам. И это не противоречит воспитательной и образовательной политике учебного заведения и библиотеки. Совет профессионалов и креатив молодых – прекрасный тандем для эффективного сотрудничества. В результате совместного творчества создаются экспозиции, которые позволяют представить выставку яркой, запоминающейся. Эстетическая привлекательность в той или иной степени способствует пробуждению интереса читателей к книге. Например,  выставка книг «Из шкатулки собственных фантазий» оформленная в помощь учителю технологии, учащимся начального образования, просто всем желающим сделать свой досуг творческим, имела успех и на этот раз приятно удивила нас, библиотекарей.  Экспонировалась литература по различным техникам и видам рукоделия.  Профессионалы и любители смогли не только посмотреть книги и журналы по этой теме, но и увидеть выставку ручных работ приглашенных к сотрудничеству учащихся и педагогов нашего коллектива. Комплиментом библиотеке стали творческие работы учеников талантливого педагога, руководителя кружка прикладного искусства, Турагуловой Балжумы Темирбековны. Работы, подарены библиотеке. Они выполненные в этническом стиле – это прекрасное эстетическое дополнение к краеведческим мероприятиям и прикладным выставкам.

 

Таким образом, акцентированная политика развития чтения в библиотеке Руднекнского социально-гуманитарного колледжа им. И.Алтынсарина, направлена на поддержание устойчивого вкуса к чтению, на формирование культуры и навыков чтения, как важного фактора образовательной успешности выпускников нашего учебного заведения.