КУРСОВАЯ РАБОТА: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
С чего начинается написание курсовой работы? С выбора темы. Очень важно, чтобы тема была правильно сформулирована. Тема курсовой работы обязательно должна заключать в себе проблему, которую впоследствии Вы будете исследовать при написании практической части.
Например, неправильно: «Формирование УУД»
ВЕРНО: «Формирование УУД у младших школьников при решении логических задач».
ПЛАН РАБОТЫ
После того, как Вы определились с темой, внимательно прочтите ее еще раз, разбейте ее на смысловые отрезки или ключевые слова.
Например, «формирование УУД», «младший школьник», «логические задачи».
Таким образом, мы выделяем главные компоненты нашей будущей работы. Приступаем к составлению плана. В нем в логическом порядке перечисляются вопросы, которые необходимо осветить в курсовой работе. Для этого необходимо провести обзор всей литературы, имеющейся по данному вопросу, отобрать то, что соответствует теме вашего исследования. Затем вопросы распределяются на разделы.
Например,
- Универсальные учебные действия.
- Психологические особенности младшего школьника. Логическое мышление.
- Особенности формирования УУД у младшего школьника при решении логических задач.
А разделы в свою очередь на параграфы.
- Универсальные учебные действия.
1.1. Понятие «универсальные учебные действия», их функции.
1.2. Классификация универсальных учебных действий.
1.3. Технология формирования универсальных учебных действий.
Четкий, хороший план поможет избежать лишней работы, включить в курсовую только ту информацию, которая действительно необходима для раскрытия поставленных цели и задач. План можно менять в ходе работы над содержанием курсовой, но не радикально.
Рядом с каждым пунктом плана поставьте дату, и Вы получите отличный график, придерживаясь которого, можно легко и, главное, вовремя справиться с написанием курсовой.
Правильно составленный рабочий план, в итоге, превратится в СОДЕРЖАНИЕ вашей работы. Содержание – это отработанный план вашей курсовой работы.
Напишите все вопросы в тезисах, идеи, касающиеся вашей работы, и продумайте, не осталось ли каких-то аспектов, не вошедших в созданный план. Если ваш план полностью закончен, смело беритесь за написание курсовой работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Соберите необходимый материал и проработайте его. Это значит не только прочитать, но и законспектировать отдельные положения, лучше – своими словами. Цитировать дословно нужно только наиболее важные моменты. Обязательно помечайте, где текст – это Ваши слова, а где – цитаты, с правильно оформленными сносками.
Далее следует написание чернового варианта текста. Не обязательно начинать с введения, особенно, если тема не очень знакома. Начните с теоретической части.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В теоретической части (1 и 2 глава) будет собран весь материал, который составляет базу ваших исследований, ну а в практической, соответственно, всё то, что вам самим удалось выяснить. Главы, в свою очередь, подразделяются на параграфы, более мелкие элементы исследования.
Размер основной части – не менее двух третей (2/3 – 20 листов) от общего объема курсовой.
Первую главу обычно посвящают обзору существующих в мире теорий и точек зрения.
Во второй части излагается принятая практика, проблемы и несоответствия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Третья глава (практическая часть) содержит предложения по решению проблемных вопросов, описание ситуации, сложившейся по данной тематике в нашей стране.
Практическая часть курсовой работы требует применения и закрепления на практике полученных теоретических материалов и знаний. Практической частью может быть и проектирование, и анализ исследуемого объекта.
Практическая часть должна иметь содержание не менее 1/3 — 10 листов.
Практическая часть показывает, насколько студент усвоил методы исследования, как умеет их применять на практике, а также демонстрирует умение работать со статистическими данными, со специальной литературой.
ВВЕДЕНИЕ
Теперь можно написать введение. Здесь указывайте все обязательные элементы вашей работы: краткое введение в работу (не должно превышать одного абзаца), обоснуйте актуальность темы, укажите объект, предмет, цели и задачи курсового проекта, гипотезу, хронологические и географические рамки исследования (при необходимости). Кратко опишите круг рассматриваемых в курсовой работе вопросов и методы исследования.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Всегда помните, что объект шире предмета курсовой работы.
Объект и предмет исследования нужны для того, чтобы любой учёный, который захочет ознакомиться с вашим трудом, прочитав объект и предмет исследования, сразу же понял, о чём пойдёт речь в вашей работе.
ЦЕЛЬ
Главный приоритет курсовой работы — ее ЦЕЛЬ, которая придает курсовой смысл и изначально призвана влиять на содержание.
Поэтому важно уметь правильно сформулировать цель. Точная постановка цели — это уже великое дело в вопросе написания содержания курсовой работы.
Четко поставленная цель придаст всей работе логическую связь и системность и поможет определить задачи.
ЗАДАЧИ
Четкая постановка ЗАДАЧ курсовой работы позволит заранее определить, каким образом автор работы намерен исследовать выбранную тему и изучить ее актуальность практически, анализируя деятельность конкретного объекта.
Если задачи были поставлены верно, то студенту легче будет раскрыть исследуемую тему, а также исследовать деятельность конкретного объекта. Кроме того, задачи следует указывать во введении в определенном порядке. Иными словами в том порядке, в каком автор их будет раскрывать по мере написания. Вначале должны следовать задачи теоретического характера, а затем — практического.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Что такое методологическая база исследования? Если говорить простым языком, это те способы, те приёмы, которыми вы будете пользоваться при написании своей курсовой работы. Например, вы в своей работе сравниваете два различных периода в истории людей: до появления интернета и после появления интернета. Значит, здесь вы будете применять как минимум два разных подхода: сравнительный и исторический.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении делаются выводы. Заключение не должно затрагивать вопросов, не рассмотренных в работе. После заключения помещайте приложения. Приложения должны включать вспомогательный или дополнительный материал, который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты ее восприятия и оценки практической значимости (копии документов, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, распечатки и другие материалы). Стоит отметить, что не все курсовые работы требуют приложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы – здесь вы должны указать источники, которые вы использовали в своей работе, и дать краткое описание каждому из них (кстати, по стандартам оформления курсовых работ запрещается писать литературные источники, которые студент не читал, либо никак не использовал в своей курсовой работе).
Каждая часть курсовой пишется с нового листа, за исключением параграфов (они могут начинаться на том же листе, где и закончился предыдущий параграф).
Ну и, конечно, не забудьте о титульном листе, ведь именно там вы укажите имя автора гениальной курсовой работы.
Черновой вариант согласовывается с преподавателем, делаются перестановки, дополнения. Работа оформляется по требованиям к курсовой работе.
Следует помнить, что у каждого учебного заведения свои требования к оформлению курсовой работы (например, оформление сносок), и, чаще всего, они прописываются в методических указаниях.
ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ
Наименования структурных элементов КР «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», печатаются прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт. Так же печатаются заголовки параграфов.
Заголовки подпараграфов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой.
Номер параграфа ставится перед его заголовком, после номера ставится точка и перед заголовком оставляется пробел. Слово параграф не используется.
Например: 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Подпараграфы нумеруются в пределах каждого параграфа. Номер падпараграфа состоит из номера параграфа и порядкового номера подпараграфа, разделенных точкой. В конце номера подпараграфа ставится точка. Затем идет заголовок подпараграфа.
Например: 1.5. Оценка знаний и умений по физике
Таблицы
Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагают над таблицей и печатают в начале строки. Надпись «Таблица» с указанием её номера помещается в левом верхнем углу перед заголовком таблицы.
Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Точка в конце заголовка не ставится.
Заголовки столбцов таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Деление заголовка таблицы по диагонали не допускается. Высота строк в таблице должна обеспечивать четкое воспроизведение включенной в нее информации.
Столбец «№ п/п» в таблицу не включается.
Таблицы нумеруются последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах параграфа. Номер таблицы должен состоять из номера параграфа и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первого параграфа). Если в
КР одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Таблица размещается после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер её номер указываются один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывается номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.2». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещается только над первой её частью.
Таблицу с большим количеством столбцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.
Иллюстрации
Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики, карты) располагаются в КР непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице.
Иллюстрации, которые расположены на отдельных листах, должны включаться в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах параграфа. Номер иллюстрации должен состоять из номера параграфа и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.2 (второй рисунок первого параграфа). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в КР приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут.
Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими подписями (подрисуночный текст). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают под иллюстрацией.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение. Фотографии размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Слово «Рисунок», его номер, пояснительные данные к нему печатаются 12 шрифтом.
Например:
Подрисуночный текст
Рисунок 3.1. – Наименование диаграммы (иллюстрации)