Учебное исследование пособие

РЕФЕРАТ

Общие требования к реферату

Выполнение реферата является самостоятельным исследованием, имеющим научную теоретическую и практическую направленность. Данное исследование должно дать представление о том, насколько студент владеет знаниями в конкретной предметной области и каким образом умеет эти знания применять на практике. При выполнении реферата обучающийся должен показать глубокие знания специальной литературы, относящейся к теме выбранного исследования, умение ее обобщать и анализировать, делать выводы и предложения. Студент раскрывает выбранную тему, используя научные материалы конкретной области (здоровый образ жизни, история становления и развития различных видов спорта и т.д.). Также он использует свои теоретические знания и практический опыт, приобретенные во время учебы. Изложенные в работе положения должны быть логичными, доказательными и обоснованными. Результаты данной работы необходимо изложить достаточно кратко в заключении, также как и выводы, предложения, следующие из изложенного материала.

Основным требованием к реферату является последовательное, конкретное изложение темы и правильная ее интерпретация. Работа должна быть написана научным языком с использованием понятийного аппарата того направления, к которому относится выбранная тема. Следует обращать внимание на корректность и точность применения формулировок, простоту и четкость изложения мысли.

Оформление реферата

Объем реферата должен составлять не более 5-8 страниц набранного на компьютере текста (в это количество не входит титульный лист и приложения). На страницах следует оставлять поля: слева — 30мм, справа – 10мм, сверху и снизу — 20мм. Применять шрифт Times New Roman кегль 12. Межстрочный интервал 1,5. Абзацный отступ 1,25см. Выравнивание текста по ширине страницы.

Все страницы должны быть пронумерованы, первой страницей считается титульный лист, он не нумеруется. Порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Текст работы печатается на одной стороне листа. Зачеркивания, вставки, произвольные сокращения слов (кроме общепризнанных) не допускаются. Работа должна иметь чистый, аккуратный вид.

Этапы выполнения реферата

Выполнение реферата предусматривает следующие этапы:

— определение темы реферата;

— составление библиографии по данной теме;

— определение структуры и содержания реферата, ее целей и задач;

— сбор, обработка, эмпирического (фактического) материала в соответствии с задачами исследования;

— написание разделов реферата в соответствии с содержанием;

— подготовка к защите и защита реферата у преподавателя кафедры.

Определение темы реферата

Список примерных тем рефератов предоставляется студенту преподавателем. Студент имеет право выбора тематики реферата в пределах указанного списка.

Составление библиографии

По теме реферата студенту необходимо подобрать и сформировать библиографический список. Затем ознакомится с литературой, чтобы более глубоко изучить данную проблему, составить план, содержание и структуру будущего реферата. Реферат не должен копироваться с учебников, учебных пособий, интернета. При подборе литературы особое внимание следует уделять новейшим источникам, то есть изданиям последних 5 лет, так как они освещают последние достижения науки в соответствующей области знаний.

Структура и содержание реферата

Изучение и анализ литературных источников позволяет составить план работы.

При формировании плана реферата необходимо помнить основные положения:

— план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы. Важно, что эти вопросы должны раскрывать и логически дополнять друг друга;

— в плане не должно содержаться вопросов, которые не связаны с основной концепцией реферата;

— все решаемые в исследовании задачи должны быть направлены на достижение цели работы и разрешение поставленной проблемы;

— решенные в работе задачи должны дать ответ на вопрос о том, как поставленную (возникшую) проблему можно разрешить (т.е. что практически нужно делать);

— проблема, цель и задачи работы должны содержать как теоретический, так и практический аспект.

Структура и содержание реферата, соотношение ее разделов определяется темой.

Титульный лист

Титульный лист занимает всю страницу, которая не нумеруется.

Содержание.

Последовательное изложение названий пунктов работы с указанием их страницы.

Заголовки структурных частей работы «Содержание», «Введение», «Глава», «Заключение», «Библиографический список», «Приложения» печатаются заглавными (прописными) буквами. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. В тексте всей работы заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), шрифтом того же размера, что и текст, но полужирного начертания.

Введение.

Определяется проблема и обосновывается актуальность темы. Указывается  цель работы, определяются задачи исследования, которых должно быть не больше 3-4, объект и предмет исследования. Объем введения не должен превышать полутора страниц.

Основная часть.

Рассматриваются вопросы теоретического плана и их практическое значение. Переносы слов в заглавиях не допускаются. Каждая глава начинается с новой страницы, а разделы в пределах главы следуют сплошным текстом. Последующий раздел отделяется от предыдущего межстрочным интервалом. Если название раздела следует сразу же после названия главы, то оно отделяется от названия одним межстрочным интервалом.

Глава 1. В этой главе рассматриваются теоретические вопросы темы реферата и их практическое значение. Необходимо показать эволюцию (развитие) взглядов на рассматриваемую проблему, точки зрения современных авторов, их различия и общие моменты. Студент должен показать, что он хорошо разбирается в проблеме, ориентируется в литературных источниках по данной теме. Главу необходимо заканчивать логическими выводами о том, к какому заключению пришел автор работы в процессе изучения литературы. Ссылки на цитируемых авторов (литературные источники) обязательны. Желательно, чтобы теоретическая глава была разбита на несколько разделов, посвященных отдельным аспектам рассматриваемой проблемы. Таким образом, теоретическая глава работы дает полное представление о решаемой проблеме и уровне теоретической подготовки студенты.

Глава 2. В этой главе приводятся данные об исследовании, которое провел студент и анализ их результатов. В ней должны содержаться таблицы, графики, рисунки и др., иллюстративный материал по теме исследования. Анализ главы должен показать, умение студента сопоставлять, анализировать различные факты и данные реальной социальной действительности, логично сообразовывать между собой теоретические положения, изложенные ранее, и результаты практического исследования. В конце главы приводятся выводы, которые следуют из полученных данных. Данная глава позволяет судить о методическом уровне студента и его практических умениях и навыках как исследователя. Заключение. Этот раздел в реферате содержит более развернутые выводы по теоретической и практической частям исследования, обоснование путей, форм и методов решения поставленных в работе проблем, а также предложения о том, что необходимо (по мнению автора), сделать для улучшения сложившиеся ситуации. Объем заключения не более полутора страниц. Важно помнить, что части плана работы должны быть органически связаны между собой.

Библиографический список.

Библиографический список – элемент библиографического аппарата, составляющий одну из существенных частей реферата, отражающей самостоятельную творческую работу её автора, и позволяет судить о степени фундаментальности проведённого исследования. Список использованных источников (книги, другие печатные издания, источники информации интернет–ресурсов, нормативные акты и т.д.) должен состоять из 5-10 пунктов, иметь сквозную порядковую нумерацию. Сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа. Литературу следует оформлять в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источника в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», указанием страниц, с которых осуществлялось реферирование. При цитировании обязательно необходимо указывать ссылки на источник, помещать их внутри текста, в квадратных скобках, указывая порядковый номер источника из приведенного автором библиографического списка. Если цитируется текст из Интернета, то должен быть полностью указан адрес источника и воспроизведены цитируемые части текста с указанием страницы.

Приложения.

В данном разделе располагаются материалы (графики, таблицы, анкеты) не вошедшие в текст работы. Таблицы. Название таблицы должны отражать основное содержание иллюстрируемого материала и совпадать с их содержательной частью.

Рисунки, графики, схемы, фотографии. Для всех иллюстраций принято единое обозначение: «Рисунок». Каждая иллюстрация должна иметь порядковый номер. Название иллюстрации ставится внизу иллюстрации после ее номера. В тексте при ссылке на графическое изображение точно называется его номер. Подрисуночная подпись набирается шрифтом того же начертания, что и текст, но на размер меньше, строго на формат иллюстрации, и ставится под ней. Иллюстративные материалы располагаются сразу после ссылки на них. На все схемы, рисунки, диаграммы, таблицы, приведенные в работе, в тексте должны быть ссылки. Иллюстрации должны быть прокомментированы, т.е. описаны наиболее существенные моменты, которые следуют из данного иллюстративного материала. Таблицы и графический (иллюстративный) материал имеют отдельную нумерацию.

Защита реферата. Автор работы кратко (8-10 минут) излагает основные положения своей исследовательской работы. Начинать выступление следует с актуальности темы, цели, задач, остановиться на значимых этапах работы, закончить выводами. Оценивается реферат по следующим критериям: свободное владение материалом, раскрытие темы реферата, общая логика выступления, владение терминологией в рамках темы исследования, способность студента понять суть задеваемых преподавателем вопросов и сформулировать точные ответы на них. В случае существенных недостатков реферат может быть возвращен студенту для доработки.

Виды рефератов

Письменная работа имеет свои особенности изложения и разновидности. Реферат не является исключением, подразделяется на виды в зависимости от источника информации, темы, содержания. Рассмотрим основные типы рефератов, которые наиболее часто встречаются.

Если исходить из содержания, то рефераты различают на:

  1. Репродуктивные – являются изложением информации, представленной в первоисточнике. В свою очередь подразделяются на:

Резюме – содержат основные понятия по излагаемой теме.

Конспект – являются кратким изложением основных методов и результатов исследований, а также возможные пути их применения.

 

  1. Продуктивные – представляют собой более развернутую работу, в которой необходимо проводить анализ мнений, взглядов с последующим анализом и критиков. Предполагает использование несколько источников информации с последующим сравнением данных. Подразделяются на два вида:

Доклад – содержит анализ информации и оценку проблемы.

Обзор – строится на основе сопоставления различных мнений на одну тему. Могут быть представлены в виде монореферата, представленного как единый труд или полиреферата, содержащего в себе несколько отдельных трудов.

 

Если исходить из первоисточника, то реферат представлен в следующих видах:

Фрагментный – составляется на основе одной или нескольких глав первоисточника.

Монографический – выполняется на основе данных одного источника информации.

Аспектный – составляется по основным аспектам документа.

Сводный – содержит данные нескольких источников.

 

В зависимости от направленности, различают рефераты:

Целевые – направлены на предоставление информации заинтересованному кругу лиц по конкретной тематике.

Общие – предполагают, выступление перед широким кругом лиц и содержат основную информацию из первоисточника.

 

Учитывая полноту изложения, рефераты подразделяются:

Индикативные – содержат только главные вопросы и моменты первоисточника. Вопросы, не относящиеся к основной теме. В этом виде реферата не рассматриваются.

Информативные – предполагают изложение данных, представленных в первичном источнике информации.

 

Исходя из метода подготовки, различают виды рефератов:

Творческие – содержат собственные мнения о поставленной проблеме.

Служебные – предполагают сбор информации по конкретному вопросу, который вызывает затруднение в рабочем процессе.

Контрольные – содержат личную точку зрения, мнения по определенной теме. Обычно выполняются студентами перед поступлением в аспирантуру, чтобы показать заинтересованность в вопросе.

Учебные – содержат сведения о конкретной проблеме и собственное суждение о теме вопроса. Чаще всего используется для обучения студентов умению пользоваться информацией.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Как сделать структурированный обзор литературы

Существует две основные концепции написания литературного обзора.

В хронологическом подходе материалы излагаются в разрезе исторического развития: описываются переломные моменты в том порядке, каком они происходили, указываются наиболее важные гипотезы и их авторы, характеризуются конфликтующие течения и обязательно раскрывается вклад автора в общую картину.

Логический принцип подразумевает написание подразделов, посвященных описанию объекта исследования, характеристике его связи со смежными областями науки и практики, значимости для народного хозяйства или социума.

Хороший обзор научной литературы имеет не реферативный, а аналитический характер. Это означает, что автор при его подготовке должен увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования. Причем повествование должно выявлять проблемные места в массиве имеющейся научной информации по теме работы. Это могут быть противоречивые суждения или недостаточно разработанные аспекты. Результаты такой аналитической оценки хорошо использовать для обоснования необходимости рассмотрения выбранной тематики.

Обзор литературы по теме исследования

Раздел с теоретическими изысканиями – обязательный компонент отчета о научно-исследовательской деятельности. В курсовых или научных работах он играет вспомогательную роль, служа опорной платформой для нового исследования.

Эта разновидность обзора литературы по теме исследования не ограничивает автора в типе использованных источников. Информация здесь может браться не только из диссертаций, фундаментальных изданий и академических журналов, но и из протоколов тематических конференций, газет, достаточно информативных рекламных публикаций, профессиональной отраслевой периодики, отчетов компаний. Главное требование здесь состоит в сжатости информации, причем, крайне желательно, чтобы данные были представлены в доступной для понимания форме.

 

Источники для литературного обзора

Исследователю важно представлять себе, насколько хорошо изучена интересующая его проблема, чтобы по незнанию не повторить того, что уже сделано. Он должен собрать и критически проанализировать имеющуюся в литературных источниках информацию по теме и объекту исследования.

Рекомендуется использовать следующие литературные источники:

  • научные монографии;
  • сборники научных трудов;
  • статьи из журналов: научных, научно-популярных, научно-методических;
  • энциклопедии и справочники;
  • учебники и учебные пособия;
  • журналы;
  • материалы научных конференций и совещаний по проблеме;
  • учебно-методические, учебные и методические пособия для учителей, студентов и школьников.

Нежелательно использовать сведения, почерпнутые из газет и «развлекательной» литературы, поскольку в таких публикациях обычно отсутствуют точные ссылки на источники научной информации. Следует очень критически подходить к информации, содержащейся на различных сайтах в Интернете, при ее использовании указывать адрес источника и включать его в завершающую часть списка использованной литературы.

 

РЕЦЕНЗИЯ

Понятие о рецензии

Рецензия — жанр научной и художественной критики. Рецензия информирует о произведении, содержит его краткий анализ и оценку.

В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.

Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» считает рецензию аналитическим жанром журналистики. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу.

Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры.

Характеристика рецензии

Чтобы понять, что такое рецензия и как её писать, нужно узнать о главных характеристиках этого жанра:

  1. Рецензия должна содержать в себе глубокий анализ произведения и его оценку.
  2. В зависимости от цели написания, могут быть использованы различные стили: публицистический, научно-популярный или научный.
  3. Типом речи является рассуждение.
  4. Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва, которой можно составлять в свободной форме.

Этапы работы на рецензией

  1. Восприятие произведения — непосредственно-эмоциональный акт коммуникативного общения с произведением;
  2. Размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;

«разъятие гармонии» (по В. Г. Белинскому) — практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразие языка и стиля;

  1. Собственно написание текста.

 

Анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду.

Сделать это можно с помощью разных подходов:

  1. на жанровом уровне — анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра;
  2. на биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать в творческую биографию художника;
  3. на тематическом уровне — сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что уже сказано по данной теме;
  4. на уровне образов — показать эволюцию героя в системе образов мирового искусства (или данного отрезка времени).

 

Рецензия имеет в своей основе впечатление читательского восторга, говоря иначе, глубокий литературный контакт или, говоря проще, литературу. Факт искусства.

При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что сделает выступление более актуальным, более весомым.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений, последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов. В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, эмоциональностью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Библиографический обзор представляет собой связный, последовательный рассказ о произведениях печати

 

Традиционные классические обзоры по содержанию подразделяются на обзоры новой литературы, тематические, персональные. В настоящее время к ним можно добавить обзоры документов на электронных носителях, дайджест-обзоры и др.

 

Классификация библиографических обзоров

а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Информационный обзор проводится перед подготовленными слушателями, например, на производственных совещаниях, семинарах в библиотеке. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок содержания.

б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нем кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов.

в) научный обзор по структуре, задачам и целям отличается от информационного и рекомендательного. Научный обзор представляет собой доклад, реферат по теме, в конце которого называются использованные документы. Цель данного обзора не рекомендация документов, а изложение фактов, содержащихся в документах.

 

Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы. Тема выбирается актуальная, интересная читателям библиотеки.
  2. Изучение темы осуществляется по различным источникам. Выбирается самая удачная формулировка темы, определяется целевое и читательское назначение обзора.
  3. Выявление документов осуществляется с помощью каталогов и картотек библиотеки, библиографических пособий. Нельзя ограничиваться просмотром соответствующих разделов фонда, так как документов может не оказаться на месте.
  4. Отбор документов зависит от целевого и читательского назначения обзора, от широты темы. Если это рекомендательный обзор, то количество документов ограничивается. Библиотекарь дает лишь первоначальную ориентировочную оценку отобранным документам. Но он должен уметь исключать малоинтересные и не имеющие научной ценности документы. Именно от отбора документов зависит качество обзора.
  5. Группировка документов в обзоре зависит от целевого и читательского назначения. Она должна способствовать последовательности повествования, логическому раскрытию темы. Часто документы группируются «от общего к частному» или «от простого к сложному». В универсальном обзоре применяется группировка по отраслям знания. Используют так же группировку по разделам наук, по значимости документов, по жанрам

литературы. В обзоре исторической литературы обычно применяют историко-хронологическую группировку.

 

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

Что такое стендовый доклад? По меткому выражению исследователей «стендовый доклад представляет собой комбинацию заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании заметный след от представленной идеи» (Виттич, Шулер. 1973)

Стендовые доклады используются как средства обмена информацией.

Процесс создания постера (стендового сообщения) — кропотливая и сложная работа, но хорошо сделанный постер — один из наиболее эффективных способов представления информации и данных. Слово «постер» английского происхождения, переводится как объявление, афиша, плакат).

На постере необходимо представить основное содержание экспериментальной или исследовательской деятельности.

Постер должен удовлетворять следующим требованиям:

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т. д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конкурса форме. Более сложную информацию докладчик может дать у стенда.

 

В пристендовый материал могут входить таблицы, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, схемы, карты, дневники наблюдений, демонстративный материал и т. д. Пристендовый материал размещается на столе.

 

Основная часть постера. Эта часть предусмотрена для монтирования материалов доклада. Ее размеры позволяют свободно расположить до 10 листов формата А4. На основной части помещается текст, фотографии, таблицы, рисунки, диаграммы.

Очень часто, текст стендового доклада используется как дополнение и комментарии к графикам. Лучше излагать текст небольшими абзацами и подразделить его на несколько частей:

1.Проблема — кратко формулируется проблема, на решение которой направлено данное исследование.

  1. Цели и задачи — вытекают из поставленной проблемы. Могут быть сформулированы в виде пунктов.
  2. Материалы и методы — раздел содержит описание объекта методик исследования
  3. Результаты — основная часть доклада, в которой приводятся результаты, полученные при выполнении исследований.
  4. Выводы и рекомендации — резюмирующая часть, отражающая итог исследования. При практической направленности исследования полезно привести рекомендации по решению той или иной проблемы, рекомендации для производства и т. д.

 

ГЛОССАРИЙ

Глоссарий — это небольшой словарь, в котором собраны слова на определённую тему. Можно сказать, что глоссарий – это список трудных для понимания слов или терминов какого-либо текста с комментариями и объяснениями.

Глоссарий состоит из статей, в которых дается определение терминов. Каждая статья состоит из точной формулировки термина в именительном падеже и содержательной части, которая раскрывает смысл термина. В курсе электронного обучения глоссарий становится необходимым элементом учебного комплекса ввиду требований модульности и отсутствия перекрестных ссылок.

Глоссарий электронного курса, как правило, состоит из используемых терминов в алфавитном порядке.

 

Цель этого толкового словаря – дать в сжатой словесной интерпретации основных понятий традиционной логики, учитывая текущее потребление наркотиков.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

— стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

— старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

— излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария — это всего лишь констатация имеющихся фактов;

— также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

— при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

 

Форма для составления глоссария

 

Термин Определение

 

Различие между справочником, словарем и глоссарием

Справочник – наиболее общая категория, она может содержать ссылку на что-нибудь. На самом деле, словарь и глоссарий каталоги словами.

Словарь – это самая полная коллекция слов с устного или письменного перевода. В то же в переносном смысле этого слова оно основано – человеческий словарь (все слова, человек, знакомый), машинный словарь (команды, доступные для выполнения).

Глоссарий – руководство к определенному набору слов. Чаще всего встречается в виде эталонных терминов, используемых в книге.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Исследовательский проект должен состоять из следующих логических частей:

  1. Введение. В этой части раскрываются методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания. По объему эта часть проекта занимает 1-2 страницы.
  2. Основная часть. Здесь сосредоточено основное содержание проекта. В основной части проекта должны быть отражены все задачи. В конце основной части должны быть сформулированы выводы или вывод. Выводы формулируются исходя из цели проекта. По объему эта часть занимает 5-20 страниц.
  3. Заключение. В заключении подводим общий итог всей работы. Указывают тему, и какой проблеме было посвящено исследование, а также цели и задачи исследования, были ли они выполнены. Следует указать, какие новые знания вы получили, чему научились и каковы перспективы дальнейшего исследования. По объему «Заключение» составляет примерно 1-2 страницы.
  4. Библиография. При работе над проектом можно использовать учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений.
  5. Приложение (приложения). В приложении могут быть помещены следующие материалы: словарь, рисунки, фотографии, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.

 

В методологических характеристиках исследования должно быть отражено:

1) Актуальность. Для обоснования актуальности выбранной темы следует привести убедительные доказательства необходимости исследования, убедить в том, что среди других, подобных, эта тема самая насущная.

2) Проблема. В исследовательской работе должна присутствовать проблема – это обозначение того, чего наука еще не знает. Учащимся для формулирования проблемы стоит предложить сформулировать вопрос, ответом на который будет содержание его исследовательской работы.

3) Объект исследования. В исследовательской работе им может быть реально существующий организм, явление, какой-либо предмет и т.п. Его определяют при получении ответа на вопрос: что конкретно исследуется?

4) Предмет исследования — это то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект. В одном исследовании может быть только один предмет исследования. Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме.

5) Гипотеза. Научное предположение, которое необходимо доказать, есть гипотеза. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно уже достаточно много знать об исследуемом объекте и обладать хорошо развитым воображением и фантазией. Важно помнить, что в одном исследовании может быть только одна гипотеза.

6) Цель исследования — это запланированный результат какой-либо деятельности, по сути, она состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат. Одно исследование может быть направлено на достижение только одной цели.

7) Задачи исследования – это те «шаги», которые нужно сделать для достижения цели. В исследовании рекомендуется сформулировать 3 -5 задач. По задачам легко будет составить и написать план основной части исследовательского проекта. Исследование считается состоявшимся только тогда, когда решены все поставленные в нем задачи. Формулировку задач можно начинать со слов: проанализировать, пронаблюдать, описать, сравнить, выявить, установить.

8) Методы исследования связаны с тем, какими средствами будет проводиться исследование. Существует несколько классификаций методов: теоретический (например, анализ, объяснение); эмпирический (например, опыт, наблюдение); общенаучный (например, описание, сравнение); частный (например, метод световой микроскопии) и др.

9) Новизна исследования. Новизна – главная и важная методологическая характеристика. Необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования и все его методологические характеристики. Новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Для формулировки новизны можно использовать ответы на вопросы. Что нового я узнаю в ходе исследования? Чему научусь? Где можно использовать полученные знания и умения?

10) Теоретические основания исследования. Исследователю в теоретических основаниях нужно указать те теории, законы, закономерности, идеи, которыми он пользовался в ходе работы. Здесь можно указать авторов тех научных трудов, книг, которыми планирует пользоваться ученик.

 

КАК НАПИСАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Некоторые люди могут считать, что для написания литературного обзора достаточно прочитать книгу, а затем просто сказать: нравится она или нет. Это не так. Литературное ревью представляет собой обзор различных изданий по одной теме, начиная от серии книг и заканчивая более короткими произведениями, такими как брошюры. Иногда литературный обзор является частью более крупной исследовательской работы. Его цель — предотвратить дублирование усилий, разрешить противоречия, а также наметить путь для дальнейшего исследования.

—     Уточните требования вашего преподавателя

Некоторые преподаватели могут попросить вас сделать обзор литературы и не углубляться в детали. В любом случае, зная точно, что хочет ваш преподаватель, это первый шаг к началу.

Сколько источников вы должны включить в обзор? Хочет ли он / она определенное количество источников каждого типа? Должны ли они быть современными?

Обсуждая тему, вы просто подводите итоги или делаете критический анализ? Некоторые обзоры требуют тезисов, некоторые могут не требовать.

Нужно ли высказывать свое мнение?

Должны ли вы предоставить справочную информацию, например, определения или хронология, чтобы помочь аудитории понять тему?

Есть ли требования к количеству страниц или слов?

—     Уточните тему

Ограничьте тему насколько это возможно, в то же время оставляя достаточное количество необходимых источников. Изучение хронологии рождения приведет вас к десяткам книг, изучение хронологии рождения однополых сибсов (потомков) сделает поиск источников гораздо более быстрым и успешным.

Используйте современные источники. Если вы пишете обзор по истории, гуманитарным или социальным наукам, вы можете позволить себе не беспокоиться о времени выхода источника (на самом деле, изменение точек зрения на протяжении всей истории может быть одним из аспектов вашей работы). Но если вы пишете литературный обзор в научной сфере, скажем, о лечении диабета, информация пятилетней давности может быть уже устаревшей. Просматривайте текущие библиографические обзоры литературы по теме, чтобы получить представление о том, что происходит в дисциплине.[1]

—     Найдите основную мысль

Вы не просто собираете источники и суммируете то, о чем в них говорится. Вы должны понять, какие темы и идеи связывают источники вместе. Думайте об этих книгах, как о группе друзей, спорящих на одну и ту же тему. Что все они предполагают? Что у них общего и чем они отличаются?

Читайте между строк. Не обязательно искать скрытое содержание. Есть ли какой-либо аспект, который отсутствует? Придерживаются ли все ваши источники одной конкретной теории? Видите ли вы вырисовывающиеся тенденции? Ответы на эти вопросы помогут вам построить ваше исследование, указывая на цель вашей работы.

—     Постройте свои тезисы

Теперь, когда вы определили основную идею, пора сформулировать тезисные утверждения. Вы можете подумать, что литературные обзоры не имеют тезисных утверждений. Это отчасти и так, и не так: в них есть тезисы, но они совершенно другие. Ваше тезисное утверждение не обязательно аргументирует какую-либо позицию или мнение, а скорее наоборот, оно будет выступать за определенную точку зрения на материал.[1]

Например, «Современными тенденциями в [ваша тема] являются А, В и С», или «Теория X поддерживается большинством источников 1985 года». Заявив что-то вроде этих напрашивающихся вопросов, вы сделаете свой отзыв более интересным и значимым: Как изменятся тенденции в будущем? Что если предполагаемые теории не верны?

Опять же, это не новая информация. Вы не анализируете материал, сообщая ваш собственный, свежий взгляд на него. Вы просто действуете как компьютер – отмечаете модели, предположения, которые все ваши источники раскрывают.

—     Оцените свои источники

Вы можете иметь самые лучшие намерения и форму повествования, которая убеждает самых ярых скептиков, но если ваши источники не являются жизнеспособными, ничего не получится. Убедитесь, что ваши источники являются признанными на нескольких уровнях.

Каковы полномочия автора? Как его аргументы подтверждаются (комментарии, статистика, исторические факты, результаты исследований и т.д.)?

Является ли точка зрения автора беспристрастной и объективной? Не игнорирует ли он/она любые данные, чтобы укрепить свою точку зрения?

Насколько они убедительны? Не выдают ли они желаемое за действительное?

Приводит ли их работа к большему пониманию предмета? [2]

—     Составление обзора

Начните с уверенного вступления. Как и во всем, важно первое впечатление. Ваше введение должно дать представление о теме вашего обзора, не отклоняйтесь от темы или шаблона.

Помогите читателю, давая им знать, что их ждет. Если вы используете тезисные утверждения, поместите их в конце вашего вводного параграфа. В конце концов, ваш читатель должен предвосхищать основную часть вашего исследования.

—     Организуйте основную часть обзора.

Это та часть, где у вас есть самые большие возможности. У вас есть ряд источников и, так как они все на одну и ту же тему, у них, вероятно, есть много общего. Выбирайте любой способ, кажущийся наиболее естественным для вас, для вашей основной мысли.

Постройте работу в хронологическом порядке. Если вы имеете дело с различными мнениями в течение эпохи или изменением тенденций во времени, хронологический порядок кажется более целесообразным.

Постройте работу в виде публикации. Этот организационный метод уместен, если каждая публикация имеет различные точки зрения. Если есть естественное развитие (от радикального к консервативному, например) между источниками, этот метод работает как по маслу.

—     Составьте работу по тенденциям.

Если вы заметили закономерности в источниках, расположение их по тенденциям, которые они поддерживают, может быть наиболее очевидной структурой. Некоторые источники могут вместе поддерживать одну и ту же тенденцию, которая переходит из эпохи в эпоху, из региона в регион.

Используйте структуру по темам. Это сильно зависит от тезисного утверждения и от выбранных источников. Если вы выбираете абстрактную главную тему («Колониализм — это зло», к примеру), подразделы могут быть расположены в зависимости от различных используемых для раскрытия темы методов.

—     Сделайте ясный вывод.

В заключительном параграфе вы должны дать краткое заключение вашей работы, повторить то, что было сказано во вступлении (вводной части), и обсудить, что нового вы узнали в процессе ваших исследований.

Вы можете сделать вывод, который наводит на размышления. Как может развиваться обсуждение, если кто-то еще продолжит его? Каковы результаты закономерностей в наши дни?

—     Используйте очевидные доказательства.

Не стесняйтесь пересказывать источники своими словами, чтобы сделать аргумент. Вы используете свои собственные слова, подкрепленные работами профессионалов.

Тем не менее, используйте цитирование осторожно. Суть литературного обзора не предусматривает углубленного обсуждения или подробных цитат из текста.[1] Некоторые короткие цитаты будут уместны, но в целом, это должно быть написано вами.

—     Пишите собственными  словами.

Нет, вы не сообщаете информацию, взятую «с потолка», но вы все равно должны начинать и заканчивать каждый абзац своими словами. Ваши высказывания должны оставаться главными.

Пересказывая источник, убедитесь, что вы не искажаете информацию и мнение автора. [1] Затем свяжите ее с контекстом вашего ревью.

Некоторые профессора могут потребовать, чтобы вы оценили источники и сделали вывод, какие работы внесли наибольший вклад в изучение этого вопроса. Если вы увлечены этим вопросом, обозначьте ваше мнение во введении и проведите красной строкой на протяжении своей работы.

—     Проверка работы

Просмотрите еще раз требования. Некоторые профессора требуют оформлять работы определенным образом. Убедитесь, что вы учли не только требования к содержанию, но и к форме.

Требует ли ваш руководитель составлять работу в специальном формате? Должны ли быть поля? Заголовки, сноски, примечания, а также номера страниц? Как оформить заголовки, подзаголовки, ваше имя? Как оформлять цитаты?

—     Проверьте на логичность повествования и переходов между абзацами.

Лучше придерживаться ясного и краткого изложения мыслей, это не всегда легко сделать с первой попытки. Вернитесь в начало вашей работы и перефразируйте то, что показалось вам двусмысленным или многословным.

Если все сказанное ясно как день, связывается ли это в одно целое? Логичны ли переходы не только от параграфа к параграфу, но от предложения к предложению? Убедитесь, что ваши доказательства подкрепляются источниками, и расположение параграфов логично.

Исключите жаргон или сленг. Вы, возможно, выучили совершенно новый словарь во время этого исследования, но ваш профессор не сделал этого. Напишите работу для большой аудитории слушателей. Не делайте это слишком эзотерически.

—     Откорректируйте вашу работу.

Самое сложное вы уже сделали. Теперь все, что вам нужно сделать, это просмотреть работу на предмет орфографии, грамматики и пунктуации. Сделайте перерыв между написанием и корректурой — ваш мозг может быть немного пресыщенным. Вернитесь к работе, когда вы будете готовы.

Лучше всего попросить кого-нибудь просмотреть вашу работу. Возможно, вы читали ее так много раз, что больше не можете заметить ошибки по невнимательности. Другой взгляд может найти ошибки, которые вы, возможно, не заметили, задать вопросы, оставшиеся без внимания, или получить разъяснения по неясным пунктам.