Положение о курсовой работе

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение  о выполнении и защите курсовых работ разработано  в соответствии с законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007, Государственными общеобязательными стандартами образования, Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего  образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Респуб­лики Казахстан от 21 мая 2008 года №289, зарегистрированными в Мини­стерстве юстиции Республики Казахстан от 29 мая  2008 года № 5225.

1.2. На заключительном этапе обучения в колледже по программам технического и  профессионального образования, если это предусмотрено государственным общеобязательным стандартом образования и рабочим учебным планом специальности, обучающийся выполняет  курсовую работу (проект).

1.3. Руководители курсовых работ (проектов) назначаются из числа наиболее опытных преподавателей колледжа по представлению соответствующих предметных (цикловых) комиссий.

В обязанности руководителя курсовой работы (проекта) входит:

—     составление заданий для курсовой работы  (проекта);

—    оказание учащимся помощи в разработке календарного графика ра­боты на весь

период выполнения работы (проекта);

—  рекомендация учащимся основной литературы, справочных  материа­лов и других источников по теме;

—    составление расписания консультаций, осуществление текущего кон­троля,      соблюдения студентами календарного графика работы;

—   определение объема всех частей и разделов работы; координация работы

—   составление письменного отзыва о работе (проекте).

 

  1.   Цель и задачи курсовой работы (проекта)

Курсовая работа (проект) представляет собой самостоятельное научное или научно-практическое исследование одной из общих или частных проблем соответствующей отрасли науки, выполненное студентами под руководством преподавателя.

Курсовой проект имеет целью:

— систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности и применение их при решении  конкретных исследовательских задач;

— развитие научного, в том числе критического мышления; овладение умением творчески использовать теоретические знания для решения профессиональных задач;

— приобретение навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой  исследования при решении  разрабатываемых в  курсовой работе проблем;

— выявление уровня подготовленности студента к ведению самостоятельной работы в профессиональной сфере деятельности;

— стимулирование интереса будущих специалистов к научно-исследовательской работе.

Достижение этих целей предполагает решение в процессе написания курсового проекта следующих задач:

— выбор темы исследования;

— отбор и изучение научной литературы, анализ и систематизация научных знаний по теме исследования;

— отбор и анализ практического материала по теме исследования; определение методов и приемов исследования  в соответствии с по­ставленными задачами и объектом исследования;

—   овладение навыками письменной научной речи.

                          

  1. Этапы и методы работы над курсовой работой (проектом)

Написание курсовой работы (проекта) включает следующие этапы:

  • выбор темы работы (проекта) и ее утверждение;
  • планирование работы над темой;
  • изучение научной литературы по теме исследования, ее анализ, определение проблемы;
  • обобщение результатов исследования;
    • Выбор темы и организация руководства курсовой работой (проектом)

         Тематика курсовых работ (проектов) разрабатывается  и  рассматривается соответствующими предметно-цикловыми  комиссиями и утверждается заместителем директора по учебной работе в начале учебного года.  Перечень тем обновляется ежегодно.

Темы курсовых работ  должны соответствовать рекомендуемой тематике, указанной в типовых и учебных программах  специальных дисциплин.

При ее определении необходимо учитывать современный  уровень  научного развития теоретической дисциплины и смежных наук.

Обучающимся предоставляется право выбора темы  курсовой работы исходя из научных интересов студента, анализа на­копленного им опыта в ходе предыдущей учебной и научно-исследовательс­кой работы. Тема работы должна быть актуальной, содержать элементы новизны и иметь практическую значимость.

Темы работ  должны быть индивидуальными для каждого обучающегося,  выбор одной и той же темы двумя обучающимися не допускается.

3.2 .  Планирование работы над темой

После утверждения темы студентам выдается задание для курсового проекта, составленное его руководителем, с указанием срока окончания работы. В соответствии с полученным заданием по курсовой работе, студент с помощью своего руководителя разрабатывает календарный график работы над темой по форме.

3.3.  Изучение научной литературы по теме исследования

Изучение научной литературы по избранной теме является основополагающим этапом, позволяющим автору судить о состоянии изученности интересующей его научной проблемы, степени ее актуальной  новизны. При этом студент совершенствует приобретенные им в ходе написания научных  работ навыки просмотрового и аналитическо­го чтения, умение работать с библиографическими карточками. Автор должен исследовать состояние разработанности научной проблемы на основе изучения монографий, авторефератов, периодических изданий, учебных пособий, нормативной литературы по теме исследования. Перечень основных источников, на которых базируется работа и которые доста­точно полно отражают наиболее существенные аспекты исследуемой проблемы и все разнообразие имеющихся на нее точек зрения, составля­ет примерно 15-20 наименований. Список использованной литературы оформляется в соответствии с Приложением В.

Работая над научной литературой, учащийся может делать достаточно под­робный конспект источника, фиксировать основное содержание более сжато или ограничиться записью отдельных мыслей автора в форме цитат.

3.4.  Проведение научного исследования

Проведение научного исследования в рамках курсовой работы (проекта) предпо­лагает критический анализ,  обобщение и систематизацию изученного из ос­новных источников материала; умение проводить самостоятельные наблюде­ния над исследуемыми явлениями и фактами, их описание и обобщение, а так­же и это особенно важно — самостоятельную выработку научных взглядов на изучаемую проблему; умение сформулировать возможности практического использования полученных теоретических данных.     Хотя курсовая работа (проект) и не рассчитана на получение значи­тельного нового научного результата, тем не менее, он ориентирован на проведение исследования и требует овладения основными методами научного исследования.

Выбор метода или конкретных приемов анализа определяются целями и задачами работы, арсеналом имеющихся в распоряжении исследователя средств, научными склонностями исполнителя. Разумеется, обучающийся должен обосновать свой выбор тех или иных методов и приемов научного анализа и уметь применять их в процессе исследования.

3.5.  Обобщение результатов исследования

Одним из наиболее существенных и ответственных этапов работы над курсовой работой (проектом) выступает обобщение научно значимых результатов проведенного исследования, логически соотнести их со сто­ящими перед ним целями и задачами и продемонстрировать значимость сво­их выводов и заключений в контексте, как теории, так и практики дисциплины, в рамках которой проводится исследование, а также их значимость для смежных  наук.

  1. Требования к содержанию курсовой работы (проекта)

Курсовая работа (проект) должна  содержать:

 

  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение


4.1.     Во Введении излагается  актуальность выбранной  темы, её  обоснование   должно приводить к выводу, что именно данная тема ещё не раскрыта  или  раскрыта лишь частично или не в том аспекте и поэтому нуждается в дальнейшей разработке, формулируется проблема и тема исследования.

Обязательным элементом введения является формулирование объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой, как общее и частное. В объекте выделяется  та его часть, которая служит предметом исследования. Сформулировав объект и предмет  исследования,   следует перейти к цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью,  определить методологическую основу и методы исследования, которые служат инструментом сбора фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в цели.

Введение должно быть немногословным, в пределах 1-2 страниц текста.

4.2. Основная часть курсовой работы

В Теоретической части описываются теоретические предпосылки ис­следования, дается краткий обзор научной литературы по вопросу, опреде­ляются употребляемые в работе термины, на основе анализа научной лите­ратуры обосновывается степень изученности проблемы  иссле­дования, проводится критический анализ имеющихся на изучаемую про­блему точек зрения, обосновывается собственное отношение  к этим точкам зрения, на основании которого выдвигается та или иная научная гипотеза.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Оно должно показать  умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать собранный материал.

В Прикладной (практико-исследовательской) части содержится описание проведен­ного исследования, анализ и интерпретация полученных данных. Большое внимание следует обращать на содержательную сторону изло­жения материала: логичность, последовательность, простоту и лаконичность описания, полноту и доказательность.

Автор должен также подтвердить или опровергнуть  выдвинутую им научную гипотезу, обобщить возможности практического при­менения  результатов проведенного исследования.

4.3. В Заключении обобщается проделанная автором работа, делаются соответствующие выводы, обосновывается практическая и теоретическая значимость работы, намечаются перспективы дальнейшего изучения про­блемы.

4.4.  Список  использованной  литературы должен свидетельствовать о том, насколько широко студент ознакомился с основными научно-теоретическими работами  по рассматриваемому вопросу. В список включа­ется не только цитируемая в работе литература, но и вся литература по данно­му вопросу, прочитанная и изученная студентами.

Оформление списка использованной литературы делается  в соответствии с Приложением Б.

4.5. В Приложении могут приводиться материалы, дополняющие основное содержание курсовой работы (проекта). Приложения  оформляются на от­дельных листах и обозначаются заглавными буквами.

 

  1. Требования к оформлению курсовой работы

5.1. Работа выполняется на стандартных листах бумаги формата А4 на одной стороне, набранного в текстовом редакторе Microsoft Word — 14 шрифтом Times New Roman,  Поля слева составляют — не менее 30мм, справа – 10мм,  верхнее – 20мм,  нижнее-20мм. Межстрочный интервал -1,5. Объем курсовой работы не менее 25 страниц.

5.2.  Курсовая работа содержит:

— титульный лист;

— лист для рецензии курсовой работы;

— содержание;

— введение;

— основную часть (содержание разделов плана оформляется нумерацией);

— заключение;

— список использованной литературы;

— приложения.

Титульный лист, страницы для рецензии курсовой  работы и содержания включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на них не проставляют.

Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер  страницы проставляют в центре нижней части листа без точек.

Титульный лист является  первой страницей курсовой работы и заполняется в соответствии с Приложением А.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка вверху страницы, посредине строки заглавными буквами, полужирным шрифтом.

5.3.  Каждую структурную часть работы (введение, название основных частей, заключение), список использованной литературы следует начинать с новой страницы,  записывают в виде заголовка вверху страницы, посредине строки заглавными буквами – ВВЕДЕНИЕ.

5.4. Список использованной литературы оформляется  в  алфавитном порядке с указанием исходных данных,  в соответствии с  Приложением В.

Учитывая специфику специальности «Правоведение» список использованной литературы  начинается с законодательных документов, а далее по алфавиту.

Ссылки на источники в тексте  следует указывать порядковым номером по списку литературы и страницу, заключенную в квадратные скобки [1,115]

5.5. Приложение оформляется на  последних страницах работы. Каждое приложение начинается с нового листа. Слово «Приложение» записывается в виде заголовка в  правой верхней строке страницы с заглавной буквы, обозначая порядок приложения буквами.

 

 

  1. Подготовка к защите и защита курсовой работы (проекта)

Курсовые работы (проекты) защищаются и проводятся по графику, утвержденному заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за две недели до начала зимних и летних сессий.

Курсовая работа (проект) допускается к защите при наличии рецензии руководителя.

Защита курсового проекта представляет собой 5 минутное выступление автора, в котором отражается актуальность, новизна, цели и задачи исследования, его основные содержательные моменты.

При защите курсовой работы оцениваются:

а)      умение кратко изложить основное содержание работы и показать ее
теоретическое и практическое значение;

б)      степень владения материалом работы при ответах на вопросы;

в)      умение аргументировать, защищать свою точку зрения, вести науч­ную дискуссию.

 

  1. Параметры оценки содержания, оформления и защиты

курсовой работы (проекта)

7.1. С учетом рецензии курсовой работы (проекта), а также проведения студентами  ее защиты, курсовая работа (проект) оценивается по пяти­балльной системе на основе следующих параметров:

  1. Актуальность тематики, соответствие современному состоянию и перспективам развития соответствующей отрасли науки, практическим зада­чам.

2 Умение четко определить проблему, объект и предмет исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу.

  1. Умение дать критический анализ монографической и периодической литературы по теме курсовой работы, характеристику истории исследуемой проблемы и ее современного состояния.
  2. Владение методикой исследования.
  3. Умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать
    обоснованные выводы и практические рекомендации.
  4. Степень решения выдвинутых задач, достоверность полученных результатов.
  5. Содержательная сторона: логичность и последовательность, полнота изложения материала, общая грамотность.
  6. Внешнее оформление: оформление в соответствии с Положением титульного листа, текста работы, списка использованной литературы и приложения.

С учетом перечисленных параметров выставляются следующие оценки:

«Отлично»: полное соблюдение всех предъявляемых к работе требова­ний; творческий характер работы, грамотное и четкое изложение ее результа­тов, полные и аргументированные ответы на все заданные во время защиты вопросы.

— «Хорошо»: реферативная часть работы выполнена на высоком уровне, исследовательская часть и выводы по ней выглядят недостаточно. Отдельные недостатки в изложении результатов исследования.

-«Удовлетворительно»: суть проблемы раскрыта неполно, исследовательская часть выполнена недостаточно тщательно, но полученные результа­ты могут быть использованы в практической деятельности. Существенные недостатки в изложении результатов исследования и ответах на вопросы во время защиты.

— «Неудовлетворительно»: несоблюдение основных требований к курсовому проекту, невладение материалом, неумение ответить на вопросы.

7.2. Обучающемуся, получившему неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту):

-не разрешается допуск к сдаче итогового контроля знаний по данной дисциплине;

-предоставляется право выбора новой темы или разрешается доработка прежней курсовой работы (проекта)  по решению соответствующей предметной (цикловой) комиссий.

Защита курсовой работы (проекта) принимается комиссией из числа преподавателей  по решению соответствующей предметной (цикловой) комиссии.

7.3. Принятые у обучающихся курсовые работы (проекты) хранятся в архиве колледжа сроком два года. По истечению данного срока все курсовые работы (проекты) списываются по акту и уничтожаются.

7.4. Лучшие курсовые работы (проекты), представляющие учебно-методическую ценность хранятся в соответствующих предметно (цикловых) комиссиях и используются в качестве учебных пособий в колледже.